МБОУ «СОШ № 8 г. Красноармейска»
412800, Россия, Саратовская область, г. Красноармейск, ул. Анатолия Луначарского, д. 33, тел. 8(84550) 2-14-85, krasscl08@yandex.ru
  • «Особенности подросткового возраста и конструктивное поведение родителей»

    Автор: Наталья Сергеевна Еленина
    Педагог — психолог Тихонова Елена Анатольевна предлагает вниманию родителей обучающихся 5-11 классов родительское собрание: «Особенности подросткового возраста и конструктивное поведение родителей»
    «Особенности подросткового возраста и конструктивное поведение родителей».

    Родительское собрание

    «Особенности подросткового возраста и конструктивное поведение родителей»

    подготовила информацию педагог - психолог Тихонова Е.А.

     Часто от родителей подростков можно слышать следующие жалобы «он стал неуправляем», «раньше нам удавалось хорошо ладить», «мы перестали понимать друг друга» и т.д. Эти и многие другие жалобы говорят о закономерных изменениях, которые происходят в переходный период, а также могут быть сигналом для начала изменения своих отношений с ребенком.

    Трудный подросток возникает в той семье, где не занимаются воспитанием детей, где постоянно происходят конфликты, где взрослые, не понимая сложностей этого возраста, не признают за подростком стремления к самостоятельности и независимости, где вместо помощи читают нотации и нравоучения, где практикуется жестокое обращение, происходит психологическое или сексуальное насилие. Как и чем, мы взрослые, можем им помочь? Попробуем с вами вкратце разобраться в изменениях, которые происходят у ребенка в подростковом возрасте.

    Подростковый возраст, от 11 до 15 – 17 лет, обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. Подростковый период в развитии ребенка считают обычно особенно трудным как для родителей и педагогов, так и дня самих детей. В основе такой оценки лежит обилие критических, психологических и физиологических состояний, объективно возникающих в процессе развития, которые иногда именуются "критическими периодами детства".

    Подростковый период развития характеризуется началом перестройки организма ребенка: ускоренным физическим развитием и половым созреванием. В организме возникают резкие перемены в связи с деятельностью желез внутренней секреции, в частности, половых желез. Усиливается обмен веществ. Нарушение прежней слаженности в деятельности организма и еще не отрегулированная новая система его функционирования являются основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, резких колебаний настроения от бурной активности к вялости и апатии.

    Особенность подросткового возраста в том и состоит, что внешне и по своим притязаниям это взрослый, а по внутренним особенностям и возможностям это во многом еще ребенок. Отсюда сохраняющаяся у подростка потребность в ласке, внимании, интерес к играм, забавам, возне друг с другом. Наряду с этим, вместе с чувством взрослости у подростка пробуждается и активно формируется самосознание, обостренное чувство собственного достоинства, осознание половой принадлежности. Подростку свойственна повышенная критичность. Если, будучи ребенком, он на многие события в окружающем мире не обращал внимания или был снисходителен в своих оценках, то став подростком, он начинает переоценивать давно знакомое и привычное, вынося собственные суждения, нередко очень прямолинейные, категоричные и бескомпромиссные.

    Подросток чувствует, что у него появляются новые возможности, что прежние отношения с родителями и учителями не складываются, он стремится отвоевать равенство в отношениях со взрослыми. По мере взросления ребенка в семье изменяются отношения между родителями и детьми, братьями и сестрами. В результате авторитет родителей и учителей может значительно ослабиться или утрачиваться навсегда.

    Подростковый возраст особенно сложный как для самих детей, так и для родителей. На современном этапе развития общества, на формирование потребностей подростков оказывают большое влияние СМИ и реклама. В этом возрасте делается акцент на наличие определенных вещей: так, подросток, получая рекламируемую вещь в личное пользование, обретает ценность и в собственных глазах, и в глазах сверстников. Подростковый возраст, по словам Л. С. Выготского, представляет собой совокупность условий, в высшей степени предрасполагающих к воздействию различных психотравмирующих факторов. Самыми сильнодействующими из них являются недостойное поведение родителей, конфликтные взаимоотношения между ними, наличие у них недостатков, унизительных с точки зрения подростка и окружающих, оскорбительное отношение к подростку, проявления недоверия или неуважения к нему.

    Все это не просто осложняет учебно-воспитательную работу с ними, но и делает ее порой практически невозможной. У подростка на этой почве могут  возникнуть различные отклонения в поведении. Для подростка почти жизненно необходимо владеть некоторым набором вещей, чтобы обрести определенную значимость в своих глазах и глазах сверстников. Подростки очень болезненно относятся ко всему, что касается не только оценки их личных качеств, но и оценки достоинств и недостатков их семьи, родителей, друзей, любимых учителей. На этой почве подростки могут вступить в глубокий конфликт с обидчиком. На потерю авторитета родителей или кого-то другого, ранее значимого, они могут отреагировать самым крайним и неожиданным образом: замкнуться в себе, стать грубым, упрямым, агрессивным, демонстративно противоречить, начать курить, употреблять спиртное или наркотики, заводить сомнительные знакомства, уходить из дома и т.д.

    Предпосылки девиации в подростковом возрасте Переходный период, проявляет все пороки общества. Подростковый возраст – самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомофизиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности.

    В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых. У подростков ярко выражена неустойчивость нервной системы, которая не всегда способна выдержать сильные или длительные раздражители, что вызывает состояние крайнего возбуждения или торможения, ведет к вспыльчивости, апатии и т. д.

    В подростковом возрасте у ребенка проявляется потребность в познании самого себя. Ответ на вопрос «Кто я?» часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него формируются собственные взгляды и суждения; появляются собственные оценки на те или иные события и факты; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями. В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление  подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда как влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения.

    Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, семья, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают и др. Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоотношения со взрослыми обычно характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. Изменяется характер отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, появляется потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося поведения;

    Влияние среды на формирование личности подростка также огромно. В хорошо организованной среде эти «симптомы» проходят спокойней и «мягче». В этот период на подростка большое влияние оказывает группа сверстников, с которой он общается и его родители. И хорошо если это влияние сбалансированно.

    Исследовательские данные демонстрируют, что влияние группы на подростка будет больше, чем хуже его взаимодействие с родителями, чем меньше у него увлечений и чем меньше он уверен в себе. Однако у подростков которые больше взаимодействуют со взрослыми, в юношеском возрасте часто возникают трудности в общении. У подростка формируется чувство взрослости, которое проявляется через стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых «поучить» его. Подросток в этом возрасте нередко выбирает для себя кумира (герой фильма, сильный взрослый, герой передачи, выдающийся спортсмен и др.), которому он пытается подражать: его внешнему облику, манере поведения. Но всё же главной потребностью подростка остаётся понимание и принятие его значимыми для него людьми (взрослыми и сверстниками )

    Дети  хотят чтобы взрослые относились к ним как к равным. Это и есть центральное новообразование данного возраста чувство взрослости.

    Другим важным новообразованием возраста является рефлексивность. Стремление подростка познать себя нередко приводит к потере душевного равновесия. Основной формой самопознания является сравнение себя с другими людьми, взрослыми и сверстниками, критическое отношение к себе, в результате чего развивается психологический кризис. Подростку приходится пройти через душевные муки, в ходе которых формируется его самооценка и происходит определение своего места в социуме. Его поведение регулируется самооценкой, сформированной во время общения с окружающими.

    Так же из особенностей подросткового возраста можно выделить:

    -Интерес к противоположному полу, половое созревание

    В подростковом возрасте меняются отношения между мальчиками и девочками. Теперь они проявляют интерес друг к другу как к представителям противоположного пола. Поэтому подростки начинают уделять большое внимание своему внешнему виду: одежде, прическе, фигуре, манере держаться и др. Появиться застенчивость, скованность, робость, иногда напускное равнодушие, презрительное отношение к представителю противоположного пола и т. п.

    Девочек раньше, чем мальчиков, начинает волновать вопрос: «Кто кому нравится?». Это связано с более быстрым физиологическим развитием девочек. В старшем подростковом возрасте между мальчиками и девочками возникают романтические отношения. В результате у них появляется потребность стать лучше, они начинают заниматься самосовершенствованием и самовоспитанием. Дальнейшее физиологическое развитие приводит к тому, что между мальчиками и девочками может возникнуть сексуальное влечение, характеризующееся определенной неразборчивостью и повышенной возбудимостью.

    -Сексуальные отношения очень интересуют подростков. И чем слабее внутренние «тормоза» и меньше развито чувство ответственности за себя и другого, тем раньше возникает готовность к сексуальным контактам с представителями как своего, так и противоположного пола. Высокая степень напряжения до и после сексуального общения – сильнейшее испытание для психики подростка. Первые сексуальные контакты могут оказать большое влияние на всю последующую интимную жизнь взрослого человека, поэтому очень важно,  чтобы они были окрашены положительными воспоминаниями, были позитивными.

    Среди важных личностных особенностей, формирующихся в подростковом возрасте особо необходимо выделить чувство взрослости и «Я – концепцию». Чувство взрослости – это отношение подростка к себе как взрослому, представление, ощущение себя в какой – то мере взрослым человеком.

    Психологи выделяют ряд характерных особенностей чувства взрослости у подростков:

    — подростку очень важно, чтобы окружающие замечали его взрослость;

    - для подростка важно, вести себя не как ребенок;

    — ценной подростки считают ту работу, которая признается взрослой;

    — подросток хочет стать человеком активным, стремящимся к цели, преодолевающий все препятствия и выходящий из них победителем.

    — склонность к мечтанию и фантазированию в сочетании со склонностью рассказывать о своих реальных (или выдуманных) качествах. Да в этот период еще нет ощущения полноценной взрослости, но зато есть огромная потребность в признании взрослости подростка окружающими.

    Еще одно важное новообразование этого возраста я концепция – это система представлений подростка о себе.

    В этот период она активно развивается у ребенка высокий интерес к своей личности, к выявлению своих возможностей и их оценке. Подросток пытается понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие — уникальность и неповторимость. Подросток смотрит на себя как бы «извне», сопоставляет себя с другими.

    Часто объектом сравнения являются взрослые и сверстники. Основную роль в процессе формирования я концепции играет ведущая деятельность подросткового периода общения со сверстниками. Если взрослые попытаются создать такие условия при которых ребенок не испытывает противодействия в удовлетворении новых потребностей, ребенок сам как бы провоцирует эти противодействия, а потом нарушает их проверяя свои силы. Тем самым ребенок в относительно безопасных условиях удовлетворяет потребность в самопознании и самоутверждении. При этом важно иметь в виду, что кризисные симптомы проявляются не постоянно, а эпизодически, хотя порой и повторяются достаточно часто. 

    Интенсивность кризисных симптомов у разных подростков существенно различается. Обобщая все выше сказанное, мы можем сказать, что подросток это еще не взрослый, но уже и не ребенок.

    Часто обращаясь к специалисту, родители хотят получить ответ на вопрос «Как нам правильно вести себя с нашим ребенком»?

    Ответ на этот вопрос не лежит на поверхности. Точно сказать родителям как им себя вести с их ребенком, наверное, просто невозможно.

    Попробуем сформулировать некоторые обобщенные советы по конструктивному поведению для родителей подростков, с целью смягчения кризиса подросткового возраста:

     Очень важно сохранить доверительные отношения с ребенком, несмотря на его переменчивое настроение, которое может очень не нравиться родителям. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В этом случае он может значительно облегчить подростку поиск его места в системе новых, складывающихся взаимодействий, лучше познать себя.  Уделяйте достаточное внимания своим детям, взаимодействие со взрослым помогает им создавать более глубокие эмоциональные и духовные контакты, которые служат для подростка жизненным стержнем.

     Включайте ребенка в решение проблем семьи, на столько, насколько он это может сделать, это даст ему возможность почувствовать себя полноценным членом семьи.

     Взрослым важно знать особенности подросткового возраста и адекватно реагировать на возникающие изменения в поведении ребенка. А в идеальном варианте помочь подростку осознать нормальность происходящих с ним процессов.

     Тактильный контакт, непосредственная ласка, нежность как знак принятия и любви безусловной нужны подростку. Ошибочно считать, что подросток уже вырос и не нуждается в поглаживаниях. Они очень важны для него – как словесные, так и телесные.

     Большое значение в этот период имеют единые требования к подростку от всех членов семьи. Причем простое навязывание требований подростком, как правило, отвергается, необходимо аргументировать свои требования. Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности подростка, т.к. в ней формируется самосознание.

    Основное новообразование этого возраста – социальное сознание, перенесенное внутрь. Сознание  означает совместное знание. Это знание в системе отношений. А самосознание – это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления. Подросток учится контролировать свое поведение, проектировать его на основе моральных норм. Современная социальная жизнь предъявляет к психике подростка иные, более высокие требования, чем полвека назад. Поток информации стал обильнее, жизненные впечатления разнообразнее и богаче, темп жизни ускореннее, а образование – более сложным. Введены новые программы компьютеризации обучения.

    Все это требует развития интеллекта и способностей. Подводя итог, можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.

    Подросток – это еще недостаточно развита, чтобы, считаться взрослой, и в то же, время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил. Нам взрослым, необходимо понять причину девиантного поведения и правильно выстроить план действий по его коррекции, а для этого родители и специалисты школы должны действовать сообща!

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie