МБОУ «СОШ № 8 г. Красноармейска»
412800, Россия, Саратовская область, г. Красноармейск, ул. Анатолия Луначарского, д. 33, тел. 8(84550) 2-14-85, krasscl08@yandex.ru
  • 115-лет со дня рождения известного советского детского писателя Николая Николаевича Носова ( 1908-1976).

    Здание начальной школы, 3А и 3Б классы
    22 и 25 декабря в МБОУ "СОШ №8 г. Красноармейска" мною проведены библиотечные уроки в 3а и 3б классах, посвящённые 115-летию со дня рождения известного советского детского писателя Николая Николаевича Носова ( 1908-1976).
    22-25 декабря
    115-лет со дня рождения известного советского детского писателя Николая Николаевича Носова ( 1908-1976)..

    Активная литературная деятельность Н.Носова началась примерно с 1938 года. На данный момент носовским литературным героям под 90. Ход времени, смена мировоззрения, пересмотр духовных ценностей практически не оказали влияния на восприятие этих героев новыми поколениями детей. Этапы становления личности в любые времена нуждались в корректировке, в наставничестве, в печатном слове, если хотите, которое записано чёрным по белому, посредством которого и доносится до сознания понятие о том, что такое хорошо и что такое плохо. Незамысловатые сюжеты произведений Носова как раз и содержат простые приёмы распознания доброго и злого. Именно в этой незамысловатости, на мой взгляд, и кроется безапелляционность правдивой жизненной позиции.
    Примечательно, что писатель, проникая сферу чувств маленького человека, часто говорит о стыде. В юном возрасте порой необходима прямолинейность изображаемой ситуации, чтобы чётко выстраивать свою собственную позицию относительно той или иной проблемы. Это своего рода зачатки гражданственности, правильных поступков в будущем. Это своеобразный трафарет или такое клише, благодаря которому и формируется личность. Вспомним "Огурцы". Мальчику Котьке по настоянию матери пришлось вернуть взятые с колхозного поля огурцы. Она отправляет его ночью, одного, со словами: "Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор". Для ребёнка формируется нестандартная ситуация, когда проступок влечёт за собой резкую критику самого близкого человека и даже "отказ" от родства. Эта, с первого взгляда, примитивная ситуация - чистой воды проект на взрослую жизнь. Безоговорочная позиция матери, ночная темнота, сторож с ружьём, а главное, пережитый стыд - вот тезисы в формировании клише "никогда не бери чужого".
    Другое клише формируется в произведении "Автомобиль".
    Герой вместе со своим другом Мишкой решили покататься на заднем бампере автомобиля. Ситуация, к счастью, не завершилась трагично, но приняла другие обороты. Вот о чём ведут разговор незадачливые друзья:

    - Штаны — это ничего, зашить можно, а коленки сами заживут. Мне вот только шофёра жалко: ему, наверно, из-за нас достанется. Видал, милиционер номер машины записывал?
    Я говорю:
    — Надо было остаться и сказать, что шофёр не виноват.
    — А мы милиционеру письмо напишем, — говорит Мишка.
    Оборданные коленки как намёк на возможность травматизма и сложное положение шофёра легкового автомобиля - вот результат необдуманных игр. Друзья единодушно решают выручать шофёра и признаться в своей вине. А перед нами ещё одно клише - "ответственность за судьбу другого человека".
    Впечатления детства самые сильные. Чувства, вызванные пережитыми ситуациями, пусть просто при чтении книг, обязательно всплывут во взрослой жизни определённым стереотипом поведения гражданина.

    Ирина Волкова, школьный библиотекарь, учитель русского языка и литературы14:49

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie